Декоративные панно и гобелены - Ремонтируй и строй

Декоративные панно и гобелены

Декоративные панно и гобелены

В интерьерах общественных сооружений конца XX века часто использовались панно из гобелена на стену или декоративные панно из текстиля: расписанные или выполненные в технике аппликации.

Декоративное расписное панно может является акцентом в организации интерьера. Декоративные панно из художественного текстиля часто применялись в школах, интерьерах гостиниц, детских садов, дворцов культуры, залов заседаний.

Особенно распространено применение расписных панно из ткани в интерьерах общественных зданий Японии. Наиболее почитаема и любима здесь тема живой природы, цветения японской вишни. Одним из видов декоративного текстиля являются гобелены, которые в настоящее время получили самое широкое распространение.

Родиной искусства гобеленов является Франция, расцвет его относится к позднему средневековью. В середине XX столетия благодаря усилиям художника Жана Люрса, его соратников Жана Пикара Леду и Марка Сен-Санса это искусство вновь возродилось.

Возрождение искусства гобелена прежде всего объясняется тесным взаимодействием этого вида искусства с архитектурой интерьера, с конкретным пространством.

Классический гобелен в интерьерах раньше был картиной, выполненной посредством ткацкого ремесла. Ею заполняли определённую часть стены. Такие гобелены обычно создавали живописцы, поэтому композиция, их колористическое решение, рисунок определялись направленностью живописи того времени и стилем архитектуры. Во второй половине XX века наряду с классическим вариантом намечался новый характер взаимодействия между пространством интерьера и гобеленом, который условно можно назвать структурно-композиционным. Одной из существенных особенностей текстильной композиции становится её пространственность.

В интерьерах общественных помещений конца XX века гобелен приобрёл новые функциональные и декоративные черты. Он стал выступать как декоративное панно, гобеленом-перегородкой, гобеленом-потолком или объёмной структурной композицией.

Самый простой вид взаимодействия гобелена с интерьером – это когда он используется только в качестве декоративного элемента при оформлении помещения.

Иногда гобелены применяются для декорирования стены, частично закрывая её. Иногда это полотна во всю стену, тогда гобелену отводится не только чисто декоративная роль, но и главенствующее положение в качестве композиционного центра. В таком случае он должен подбираться под характер общего оформления интерьера.

Опыт показывает, что эмоциональное воздействие от присутствия гобелена или другого декоративного произведения в интерьере в значительной степени зависит от правильности выбора масштаба композиции и её нахождения в пространстве. Важную роль в таких случаях играют дополнительные средства: освещение, отделочные материалы и введение текстиля в общий ансамбль и др. В последнее время гобелены решаются не только как декоративные элементы в интерьере – чётко выражается тема произведения, оригинальность рисунка, особая выразительность приближают их в какой-то мере к монументальному искусству.

Усиление эмоционального воздействия от гобелена может быть достигнуто, если отступить от классического прямоугольника и ввести интересное активное силуэтное решение: круг, круг в сочетании с прямоугольником, добавить несколько полос, а также пластично изменить саму плоскость произведения.

В современной практике решения интерьеров общественных зданий находит применение приём использования гобеленов как элемента, разделяющего пространство помещений.

Создание гобеленов-структур обязательно требует учёта конкретного пространства – только при этом условии решение может достичь максимального эффекта.

Применение потолка из гобелена со свисающими прядями в помещениях общественного питания нецелесообразно, так как они собирают пыль и, кроме того, даже при всей тщательности исполнения частицы волокон отрываются и падают вниз. По всей вероятности, подобного типа гобелены могут быть использованы в интерьерах специального назначения – зрелищных, развлекательных и других.

Архитекторы и художники всё чаще обращаются к текстилю как средству формирования среды. Наибольшую выразительность дают решения, когда пространство полностью организованно средствами декоративного ткачества. Это могут быть свисающие структуры потолка в отдельных местах, которые разделяют пространство по функциональному назначению, пол и некоторые элементы оборудования также могут быть покрыты текстилем соответствующей фактуры и цвета – всё это образует единое решение интерьера.

Художники гобеленов обратились к новому виду произведений, решающих в основном задачи создания декоративной формы, которая выходит из рамок понятия о гобелене – к так называемым объёмным гобеленам (иначе их называют текстильной пластикой). На Всемирных выставках в Лозанне (Швейцария) и в Лодзи (Польша) в 1975 году экспонировались различные объёмные композиции – от тканых скульптур до объемных конструкций. Одна из пространственных композиций, выполненная из тёмных, сплетённых из сизаля канатов, была размещена во внутреннем дворике Лозаннского университета. Подобные композиции из мягкого, но прочного материала можно создавать для детских площадок. Например, в композиции известной художницы Талты Вериз-Камальской из Бельгии толстые канаты, закреплённые на потолке, создают своеобразный «лес» и благодаря подвижности могут изменять восприятие композиции, создавая интересные фантастические ситуации для детских игр.

Современное состояние искусство гобелена сложно и противоречиво. Искания последних лет породили новые нетрадиционные формы, разнообразную технику исполнения, изменились технические средства исполнение, само понимание материала. Поиски новых структур и фактур привели к более частому использованию синтетического сырья, шнуров, овечьего руна, конского волоса, кожи , металлических нитей, которые постепенно вводятся в процессе ткачества вместе с такими традиционными материалами, как лён, шёлк, шерсть, конопля. Появилась богатая палитра фактур – гладкая, шероховатая, плотная, ажурная, рельефная, блестящая, матовая; самые разнообразные переплетения – то грубые, то едва заметные узлы, которые, сплетаясь, скрывают или, наоборот, обнажают фон основы гобелена и которая равноправно включается в эффект всего произведения.

Необычность современного развития декоративных тканей состоит не в расширении их ассортимента и общем увлечении текстилем – поиски художников направлены на то, чтобы показать ткань как материал, способный выполнять конструктивные функции в организации интерьера.

Добавить комментарий